Lab.6 IITP RAS logo
23/02/18
16:02:19

Laboratory of Mathematic methods and models in bioinformatics,
Institute for Information Transmission Problems,
Russian Academy of Sciences

« back

Model of RNA-related regulation in bacteria

[ Run model online ] [ Download local version ]

Definition of the model, its implementation and use was described in [1-3,5,6]. The model uses Monte-Carlo method with big number of repetitions, so it is designed as a command line application for batch processing in Windows and Linux environment. This Web site provides for running the model directly on the server. It is designed to acquaint with the model and perform some preliminary tests. Due to server constraints, the model operation is somewhat limited; downloadable version of the program does not have such limitations.

The model has many parameters and options to control its operating mode, performance and output. Some of those arguments are available via interface form which opens when you "Run model". Provided controls are listed below with explanation and references to the equation numbers in [5]. The program distribution includes a detailed description of the complete set of parameters available in the local version.

The whole form consists of the following three sections separated by horizontal rules.

Top section of the form - Problem definition

Examples
For testing convenience, a list is here provided of leader regions for several operons in certain bacteria. Each sequence starts from the start codon of the leader peptide gene and ends with U-run. Wild type genomes are presented as well as two E. coli mutants obtained by substitute A for G at positions 75 and 132 from the start of transcription. (These mutants and experimental data are described in [4] ). Select an example and click "Select organism" button; the selected sequence will appear in the "Sequence" field, and other arguments will set to default.
Sequence
This field allows user to enter or paste a sequence or make some mutation manually. The sequence must consist of only letters G, C, A, T, U; no other characters are allowed. The sequence is not case sensitive, T and U are considered equivalent.
Amino acid(s)
This list allows for selection of the amino acid on which concentration depends the expression of the gene. Multiple amino acids may be selected using Ctrl key.
Concentration
For the amino acid selected, user should enter its relative concentration that is a quantity in the range [0, 1]. (Hereinafter a period is used as decimal separator, exponential form is also allowed eg 2.0e-3 = 0.002). Each model run deals with the concentration value specified here. Therefore, if you want to obtain a dependency of the concentration, you need to run the model several times or to use downloadable version, which includes automation scripts.
Exclude positions
Here user may specify a comma separated list of up to 6 segments of the sequence that cannot participate in complementary bond due to eg ligand bond. Each segment is encoded by two numbers, first being start position in the sequence and second being length of the segment. The field cannot contain spaces or other characters except digits or commas.

Middle section of the form - Model parameters

Row "Energy calculation":
α, lmax
These parameters allow for correction in bonding energy of the microstate according to Eq. 26. By default, α=0 and the correction is not applied.
Bloop, Bbulge, Bintloop, C
Parameters B and C for computation of loops energy (see Eq. 2), respectively, for terminal loop (hairpin loop), bulge and internal loop (two-side bulge) cases. Value of C is the same in all cases.
Thermodynamic temperature of the environment.

Row "Transitions":

Formula
Choice of equation for transition rate between macrostates: symmetric (Eq. 6) or asymmetric (Eqs. 4,5). Options marked "+q" use additional weighting factor for calculated transition rate, see [5, sec. 4.1]. The weighting factor exponentially decrease with occurrence frequency of the target macrostate. This helps to reduce an oscillatory looping, thus improving the model performance.
MAX #
Limit of slow transitions between macrostates. Upon reaching this threshold, either ribosome or polymerase move becomes possible rather than further transitions.
κ
Constant of slow closure that represents "viscosity" of cytoplasm.
λpol
Constant of polymerase transition rate to the next nucleotide (in absence of slowdown caused by the secondary structure).
λrib
Constant of ribosome transition rate to the next codon (from a non-regulatory codon).
λura
Constant of the polymerase slip off rate at a U-rich region.
q
A constant determining diminution rate of weighting factor mentioned in "Formula" item above. Only used if an equation marked "+q" is chosen.
Spol
Initial position after which 5´-edge of polymerase starts.
Srib
Initial position of the P-region of ribosome.

Row "Polymerase slowdown":

β
Additional coefficient in argument of tangent in Eq. 16. Equals 1 by default, ie not used. A zero value is also allowed.
L1, p0, r0, δ
These parameters are used in Eq. 14 which define a polymerase slowdown force caused by a hairpin of RNA secondary structure.
Hairpin
Choice of algorithm using Eq. 20 or Eq. 21, that is to consolidate slowdown from all existing hairpins (SUM) or only from one hairpin having maximum effect on polymerase (MAX).
MAXbulge, MAXintloop
Respectively, threshold size of bulge and internal loop that will be ignored in hairpin stem determination.

Row "Limits":

Helix
Minimum shoulder length of a helix.
Hypoelix
Minimum shoulder length of a hypohelix.
MINloop, MAXloop
Minimum and maximum length of helix loop.
Lpol
"Size" of polymerase from exit point of RNA strand to the point of transcription.
Lrib
"Size" of ribosome from the P-region to 3´-edge.
Uminlen
Minimum length of U-rich segment or minimal number of letters U in U-rich segment, depending on Ufraction value.
Ufraction
Minimum fraction of letters U in U-rich segment (if a number is between 0 and 1) or maximum gap of non-U letters between next U's within U-rich segment (if a number is equal to or greater than 1).
Ulast #
Number of U-rich segments taken into account, starting from 3´-edge of the sequence. By default, equals 1 so the very last seqment is taken, other are ignored.

Bottom section of the form - Run parameters

Repetition
This field is provided for setting desired number of repeated runs of the model used to estimate the probability of premature termination. The value is limited by 100 for online version, and is in effect only in "std" and "more" output modes (see "Output" below). In the "most" output modes only a single run is performed. In the mode of finding stable RNA secondary structures (see below) the user may enter in this field the desired number of such structures (20 by default).
Seed
Random number generator of the model will be initialized by the timer value, if this field is not set. To obtain reproducible results, the user can enter a certain number here that will be used instead of the timer value.
Lic.
The field is reserved for service purposes.
Clear
Click this button to cancel changes of the parameters and restore initial state of the form.
Equilibrium
Clicking this button, the model will run in a special mode with motionless ribosome and polymerase. It can be helpful in finding stable RNA secondary structures.
Attention! You cannot stop or otherwise affect the process after clicking the button.
Run model
Clicking this button will run the model in normal mode.
Attention! You cannot alter parameters or otherwise affect the process after clicking the button.
Output
Three types of output result are available:
std
Standard output mode where each run of the model results in one output line containing outcome of modeling (ie termination or anti-termination) and some additional characteristics of that run.
more
Extended output mode where an additional page is generated, which contains the final macrostate and outcome for each modeling trajectory.
most
Maximum output mode in a single run of the model. "Repetition" field is ignored if user chooses this mode, and the mode is presumed if user sets repetition number to 1. Each move of ribosome or polymerase generates one output line. In addition, another page is generated with graphical representation of model trajectory in terms of original sequence where current window and hypohelices are color-coded. To have more obvious representation, possible loops of any length are presented only once. Nevertheless, the file can include many lines so online version outputs only begin and end of the trajectory.

After clicking "Run model" or "Equilibrium" button, the interface form disappears and (provided that parameters are correct) the message "Your request has been accepted with ID: xxxxx" appears along with a link "view results" to the future result page. Time of a processing varies in a wide range depending on the request and the server load. On completion, the message "Request successfully completed" is displayed, and you can go to link "view results". Alternatively, you may save the link and close the window rather than wait for completion. Later you can go to the link and check if the processing is completed, and to get complete or partial results.

Link "view results" opens a new browser window with an output text file depending on previously selected parameters and output mode. Buttons "Delete result" in the top and bottom of the page allow the user to remove all data and result files related to his/her request. In "more" and "most" output modes, a link is also provided to view graphical presentation of the final states or a model trajectory in a separate window. User is strongly suggested to save both pages on a local system and then click button "Delete result". Otherwise, the server may delete the result at any moment without notice, and you cannot save the data needed.

For a bug report or more information on the model, please use contact email.

References

  1. V. Lyubetsky, L. Rubanov, A. Seliverstov, S. Pirogov. Model of gene expression regulation in bacteria via formation of RNA secondary structures. Molecular Biology. Vol.40, 3, 2006, p. 440-453.
  2. V.A. Lyubetsky, K.Yu. Gorbunov, S.A. Pirogov, L.I. Rubanov, A.V. Seliverstov. Algorithm and results for model of gene expression regulation in bacteria based on formation of RNA secondary structures. Information Processes. Vol.5, 5, 2005, p. 337-366. (In Russian) http://www.jip.ru/2005/337-366.pdf
  3. V.A. Lyubetsky, A.V. Seliverstov. Computation of effectiveness of tryptophan biosynthesis regulation in bacteria based on model of classic attenuation. Information Processes. Vol.6, 1, 2006, p. 55-57. (In Russian) http://www.jip.ru/2006/55-57-2006.pdf
  4. Das A., Crawford I.P., Yanofsky C. Regulation of tryptophan operon expression by attenuation in cellfree extracts of Escherichia coli. The Journal of Biological Chemistry. Vol.257, 15, 1982, p. 8795-8798. http://www.jbc.org/cgi/reprint/257/15/8795.pdf
  5. Lyubetsky V., Pirogov S., Rubanov L., Seliverstov A. Modeling Classic Attenuation Regulation of Gene Expression in Bacteria. Journal of Bioinformatics and Computational Biology. Vol.5, 1, 2007, p. 155-180.
  6. Lev Rubanov and Vassily Lyubetsky. RNAmodel Web Server: Modeling Classic Attenuation in Bacteria. In Silico Biology. Vol.7, 3, 2007, p. 285-308.

[ Run model online ] [ Download local version ]
« back

Lab.6 IITP RAS logo
13/12/18
02:18:42

Лаборатория математических методов и моделей в биоинформатике
Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича
Российской академии наук

« back

Модель РНК-овой регуляции у бактерий

[ Вызвать модель ] [ Загрузить локальную версию ]

Детальное описание модели, особенности реализации и примеры ее использования приведены в [1-3,5,6]. Моделирование ведется методом Монте-Карло с большим числом повторений, поэтому модель реализована как консольное приложение для среды Windows или Linux, ориентированное на запуск в пакетном режиме. Данный сайт позволяет запускать модель непосредственно на сервере; он предназначен для ознакомления с моделью и проведения предварительных экспериментов с рядом ограничений. Для проведения реальных экспериментов рекомендуется запускать локальную версию модели на мощной рабочей станции для обработки в пакетном режиме.

В модели предусмотрено большое число параметров и ключей для управления режимами работы и выдачи результатов; значительная часть этих аргументов доступна из Web-интерфейса, который открывается при вызове модели. Ниже приводится перечень органов управления, имеющихся в интерфейсной форме, с их содержательным объяснением, где даются ссылки на номера формул из [5]. Описание полного набора параметров, доступного в локальной версии, входит в дистрибутивный комплект программы.

Вся форма состоит из следующих трех частей, разделенных горизонтальными линиями.

Верхняя часть интерфейсной формы: постановка задачи

Примеры
Для удобства тестирования здесь приведен список нескольких участков лидерных областей различных оперонов ряда бактерий. Каждая последовательность начинается от инициирующего кодона лидерного пептида и завершается U-богатым участком. Представлены как природные геномы, так и два мутанта, полученные из кишечной палочки заменой нуклеотида G на A в позициях 75 и 132 от старта транскрипции. (Описание этих мутантов и имеющиеся для них экспериментальные данные представлены в [4] ). Выбрав интересующий пример, необходимо нажать кнопку "Выбрать организм", после чего соответствующий участок автоматически вносится в поле "Последовательность", а прочие аргументы принимают значения по умолчанию.
Последовательность
В этом поле при необходимости можно ввести мутации или указать целиком нуклеотидную последовательность, отсутствующую в списке. Регистр букв значения не имеет, буквы T и U считаются эквивалентными. Помимо букв G, C, A, T, U, последовательность не должна содержать никаких посторонних или служебных символов - пробелов, дефисов, знаков препинания, табуляции, перевода строки и др. В противном случае при попытке запуска модели будет выдано сообщение об ошибке с указанием номера ошибочной позиции.
Аминокислота
Этот список служит для выбора той аминокислоты, от концентрации которой зависит экспрессия рассматриваемого гена. В списке возможен множественный выбор (с клавишей Ctrl), что позволяет изучать случаи разветвленных аминокислот.
Концентрация
Здесь задается относительная величина концентрации аминокислоты, выбранной в первом списке. Должно быть указано число в диапазоне [0,1]. (Здесь и далее в качестве разделителя целой и дробной части числа должна использоваться точка. При записи числа в показательной форме основание 10 указывается латинской буквой E или e, например, 2.0e-3 = 0.002). При каждом запуске процесс моделируется заданное число раз для указанного значения концентрации, поэтому для получения зависимости в диапазоне концентраций необходимо запускать модель несколько раз, меняя содержимое этого поля. Локальная версия программы позволяет автоматизировать этот процесс.
Исключая позиции
В этом поле при желании перечисляются участки данной последовательности, которые не могут участвовать в комплементарной связи (например, из-за связи с лигандом). Каждый участок задается парой чисел через запятую. Первое число - номер позиции начала участка во входной последовательности (начиная с 1), второе число - длина участка (число нуклеотидов). Всего можно указать до 6 таких участков, перечисляя их через запятую в произвольном порядке. Поле не должно содержать пробелы или другие символы, помимо цифр и запятых.

Средняя часть интерфейсной формы: параметры модели

Строка "Расчет энергии":
α, lmax
Эти параметры позволяют ввести поправку для энергии связи микросостояния по формуле (26). По умолчанию α=0 и поправка не применяется.
Bloop, Bbulge, Bintloop, C
Параметры B и C для расчета энергии петель микросостояния по формуле (2), соответственно, для концевой петли шпильки, одностороннего выпячивания и внутренней петли (двустороннего выпячивания). Значение С одинаковое во всех трех случаях.
Термодинамическая температура среды.

Строка "Переходы":

Формула
Вариант используемой формулы для скорости переходов между макросостояниями - симметричная (6) или асимметричная (4,5). В вариантах с пометкой "+q" используется добавочный весовой коэффициент, описанный в [5, раздел 4.1, п.5-с]. Этот коэффициент, который экспоненциально убывает с ростом частоты встречаемости результирующего макросостояния, в некоторых случаях помогает ускорить моделирование за счет сокращения циклов колебаний.
MAX #
Максимально допустимое число медленных переходов (смен макросостояния) в окне. При достижении этого порога производится принудительное изменение окна, т.е. сдвиг рибосомы или полимеразы, либо срыв полимеразы (исход разыгрывается обычным способом, но без учета вариантов, связанных с переходом в новое макросостояние).
κ
Константа замыкания, значение которой соответствует представлению о "вязкости" цитоплазмы.
λpol
Константа скорости перехода полимеразы на следующий нуклеотид (при отсутствии замедления под влиянием вторичной структуры в окне).
λrib
Константа скорости перехода рибосомы на следующий кодон (на нерегуляторных кодонах).
λura
Константа скорости срыва полимеразы с нуклеотидов, находящихся на U-богатом участке.
q
Параметр, определяющий скорость убывания весового коэффициента для скорости перехода (см. выше параметр "Формула"). Учитывается, только если выбран вариант формулы с пометкой "+q".
Spol
Положение полимеразы в начале моделирования: номер позиции нуклеотида последовательности, после которого начинается 5´-край полимеразы.
Srib
Положение рибосомы в начале моделирования: номер позиции нуклеотида последовательности, с которым связан Р-участок рибосомы.

Строка "Замедление полимеразы":

β
Добавочный множитель к аргументу тангенса в уравнении (16). По умолчанию равен 1, т.е. не используется.
L1, p0, r0, δ
Эти параметры используются в формуле (14), описывающей величину "силы" замедления шпилькой полимеразы.
Шпилька
Выбор варианта алгоритма с использованием формулы (20) или (21), т.е. учет суммарного замедления от всех шпилек вторичной структуры (SUM) или только от одной шпильки, максимально действующей на полимеразу (MAX).
MAXbulge, MAXintloop
Пороговые значения, соответственно, размера выпячивания и внутренней петли, которыми пренебрегаем при выделении черенка шпильки (задается числом нуклеотидов).

Строка "Пределы":

Helix
Минимально допустимая длина плеча спирали (число нуклеотидов).
Hypoelix
Минимально допустимая длина плеча гипоспирали (число нуклеотидов).
MINloop, MAXloop
Соответственно, минимально и максимально допустимая длина петли спирали (число нуклеотидов).
Lpol
"Размер" полимеразы от места выхода цепи РНК до точки транскрипции (число нуклеотидов).
Lrib
"Размер" рибосомы от ее P-участка до ее 3´-края (число нуклеотидов).
Uminlen
Минимально допустимая длина U-богатого участка или минимальное число нуклеотидов U/T в нем, в зависимости от значения параметра Ufraction.
Ufraction
Минимально допустимая доля букв U/Т в U-богатом участке (если указано число от 0 до 1) или максимальная дилна промежутка из других букв между соседними U (если указано число ≥1).
Ulast #
Число учитываемых U-богатых участков, считая от 3´-края последовательности. По умолчанию 1, т.е. учитывается только самый последний U-богатый участок, а прочие игнорируются.

Нижняя часть интерфейсной формы: параметры запуска

Повторений
В этом поле указывается число последовательных прогонов модели, по результатам которых оценивается вероятность терминации. Для серверной версии максимальное число прогонов ограничено 100. Число повторений учитывается, только если параметром "Выдача" (см. ниже) выбран стандартный ("std") или расширенный ("more") режим. В максимальном режимe "most" выполняется только одиночный запуск модели. В режиме нахождения установившейся вторичной структуры (см. ниже) в этом поле можно указать максимальное число выдаваемых структур (по умолчанию 20).
Seed
По умолчанию имеющийся в модели высококачественный датчик псевдослучайной последовательности инициализируется в момент запуска на основании значения таймера машины. Для получения воспроизводимых результатов можно указать в этом поле некоторое ненулевое значение, которое будет использоваться для инициализации датчика вместо значения таймера.
Lic.
Поле зарезервировано для служебных целей.
Очистить
Нажатие этой кнопки позволяет отменить сделанные изменения и вернуть интерфейсную форму в исходное состояние.
Равновесие
Нажатием этой кнопки производится запуск модели в особом режиме (с неподвижными рибосомой и полимеразой) с целью нахождения установившейся вторичной структуры РНК. Внимание! После нажатия кнопки остановить работу или изменить режим невозможно.
Запуск
Нажатием этой кнопки запускается работа модели в обычном режиме, после чего остановить ее или изменить значения аргументов невозможно.
Выдача
Предусмотрено три режима выдачи:
std
Стандартный режим выдачи, при котором результаты каждого прогона модели представляются в протоколе одной строкой с указанием исхода моделирования (была терминация или нет) и ряда добавочных характеристик процесса.
more
Расширенный режим выдачи, при котором дополнительно формируется отдельный файл, содержащий финальное макросостояние и исход каждой траектории моделирования.
most
Максимальный режим выдачи, иллюстрирующий ход моделирования для одного запуска модели. При выборе этого варианта число повторений принимается равным 1, и наоборот, этот режим автоматически устанавливается при выборе числа повторений 1. Помимо файла с текстовой информацией о каждом сдвиге рибосомы или полимеразы, формируется отдельный файл, который графически представляет траекторию движения модели прямо на исходной последовательности (выделяя текущее окно и плечи гипоспиралей с помощью цветового кодирования). При этом возникающие на траектории циклы любой глубины для лучшей обозримости представляются лишь однократно. Тем не менее, формируемые файлы результатов могут достигать значительных объемов, поэтому для серверной версии выдается только начало и конец траектории.

После нажатия кнопки "Запуск" или "Равновесное состояние" интерфейсная форма исчезает и, при отсутствии ошибок в аргументах, через короткое время на экране появляется сообщение "Your request has been accepted with ID: xxxxx", информирующее о том, что запрос принят и ему присвоен указанный идентификатор. Ниже дается ссылка "view results", по которой можно будет получить результаты моделирования, когда они будут готовы. Время выполнения запроса меняется в широких пределах в зависимости от исходной последовательности, параметров модели и загруженности сервера. По окончании выполнения будет выдано сообщение "Request successfully completed", после чего можно будет обратиться по ссылке "view results". Как альтернатива, можно не дожидаться окончания обработки запроса, а сохранить эту ссылку и закрыть окно. В этом случае информацию о готовности результатов можно будет получить только путем обращения к сохраненной ссылке и изучения имеющихся на тот момент результатов.

По ссылке "view results" открывается новое окно с содержимым текстового выходного файла, которое определяется выбранным в интерфейсной форме режимом выдачи. Вверху и внизу страницы имеется кнопка "Delete result", нажатием на которую можно удалить все файлы данных и результатов, относящихся к этому запросу. Кроме того, в режимах выдачи "more" и "most" там же имеется ссылка для просмотра (в другом окне) графического представления множества финальных состояний или одной траектории модели. Настоятельно рекомендуется сразу же сохранить обе страницы в локальных файлах на компьютере пользователя, после чего нажать на кнопку "Delete result" (при этом содержимое окон останется вплоть до обновления страницы). В противном случае результаты могут быть без предупреждения автоматически удалены сервером, что не позволит их в дальнейшем сохранить, если это потребуется.

За дополнительной информацией о модели следует обращаться по электронной почте.

Литература

  1. V. Lyubetsky, L. Rubanov, A. Seliverstov, S. Pirogov. Model of gene expression regulation in bacteria via formation of RNA secondary structures. Molecular Biology. Vol.40, 3, 2006, p. 440-453.
  2. В.А. Любецкий, К.Ю. Горбунов, С.А. Пирогов, Л.И. Рубанов, А.В. Селиверстов. Алгоритм и результаты счета для модели регуляции экспрессии генов у бактерий на основе формирования вторичных структур РНК. Информационные процессы. Том 5, 5, 2005, стр. 337-366. http://www.jip.ru/2005/337-366.pdf
  3. В.А. Любецкий, А.В. Селиверстов. Вычисление эффективности регуляции биосинтеза триптофана у бактерий на основе модели классической аттенюации. Информационные процессы. Том 6, 1, 2006, стр. 55-57. http://www.jip.ru/2006/55-57-2006.pdf
  4. Das A., Crawford I.P., Yanofsky C. Regulation of tryptophan operon expression by attenuation in cellfree extracts of Escherichia coli. The Journal of Biological Chemistry. V. 257, 15, 1982, p. 8795-8798. http://www.jbc.org/cgi/reprint/257/15/8795.pdf
  5. Lyubetsky V., Pirogov S., Rubanov L., Seliverstov A. Modeling Classic Attenuation Regulation of Gene Expression in Bacteria. Journal of Bioinformatics and Computational Biology. Vol.5, 1, 2007, p. 155-180.
  6. Lev Rubanov and Vassily Lyubetsky. RNAmodel Web Server: Modeling Classic Attenuation in Bacteria. In Silico Biology. Vol.7, 3, 2007, p. 285-308.

[ Вызвать модель ] [ Загрузить локальную версию ]
« back