Lab.6 IITP RAS logo
26/08/19
04:13:53

Laboratory of Mathematic methods and models in bioinformatics,
Institute for Information Transmission Problems,
Russian Academy of Sciences

« back

Identification of highly conserved elements (HCEs) in the set of genomes

The software package iHCE implements the method described in [1]. It is aimed at the identification of HCEs in the set of relatively well assembled complete genomes. These programs have been evaluated on nuclear genomes of the superphylum Alveolata [1] as well as mitochondrial genomes of infusoria (the phylum Ciliophora) [2] and monocotyledonous plants. The package consists of the following programs intended for MPI-enabled supercomputer:

  • The program PairHits founds all pairs of approximately matching words in two sequences from different genomes, thus generating edges of the source graph. This is the first stage of the method set forth in [1].
  • The program BldGraph accomplishes a compaction of the source graph converting it into the initial multipartite graph (each part corresponds to a genome). This is the second stage of the method set forth in [1].
  • The program FinDense transforms the initial graph into the final one and identifies m-dense subgraphs (clusters) in the latter graph. Each cluster is a connected component composed of vertices (i.e., similar words) that belong to at least m parts and are connected by edges of the greatest total weight. This is the third stage of the method set forth in [1].

These programs assume the processing of Big Data and are intended for only 64-bit CPUs and operating systems. Different stages of the algorithm have different computational complexity and scalability. This is why the package has been split into separate programs. In order to decrease the size of files and speed up computation, the programs often use specific data formats almost without any checks. The user is fully responsible for correct compiling and interpreting of such formatted files. For example, he might create a database to store the source data in any desired format and develop himself a database application or script to get source files in the required format. This is a way we used, but we do not describe it in detail.

All programs are written in C++ and have the command line interface to specify most important parameters. Settings made in the command line have the highest priority. All adjustable parameters can be set in the configuration file, which is required and used by these programs for all parameters except modified through the command line. If the parameter is specified in neither command line nor configuration file, the default value will be set in a program, though not for every parameter. A template configuration file is provided in downloadable examples below. Short help on the command line options will be displayed if running the program with argument -? or --help.

Windows 64-bit executables (variants with and without MPI) and source codes for Linux can be downloaded through the below links. The source codes are compatible with most implementations of MPI v.1.2 and above; they are provided under the GNU General Public License (GPL) v.3.GNU GPL V3
The MPI-enabled executables assume that MPICH2 64 bit v.1.4.1p1 (the last version developed for Windows) has been installed in the system. The user can download a complete release from the developer's site or use the below link to get only 64 bit installable file.
An alternative variant, which is supported by the separate set of executables, requires installing Microsoft MPI v.7.1 64 bit. The redistributable setup file is available through the link below.

Downloadable files

  Variant without MPI Variant with MPICH2 1.4.1p1 Variant with Microsoft MPI 7.1
PairHits executable for Windows 64-bit pairhits64nompi-1.12.zip pairhits64-1.12.zip pairhits64ms-1.12.zip
BldGraph executable for Windows 64-bit bldgraph64nompi-2.16.zip bldgraph64-2.16.zip bldgraph64ms-2.16.zip
FinDense executable for Windows 64-bit findense64nompi-1.6.zip findense64-1.6.zip findense64ms-1.6.zip
Test example for Windows ihce-wintest-4.34.zip
MPICH2 1.4.1p1 installable file for Windows 64-bit mpich2-1.4.1p1-win-x86-64.msi
Microsoft MPI 7.1 redistributable for Windows 64-bit MSMpiSetup.exe
iHCE v.4.34 source codes and test example for Linux - GNU GPL V3 ihce-src-4.34.tgz

References

[1] Rubanov L.I., Seliverstov A.V., Zverkov O.A. and Lyubetsky V.A. Method for identification of highly conserved elements and evolutionary analysis of superphylum Alveolata. (2016) BMC Bioinformatics 17:385. Open Access

[2] Application of our HCE identification method for a study of the chromosomal structure evolution of mitochondrial genome of protists from the phylum Ciliophora. (In Russian)

« back

Lab.6 IITP RAS logo
13/12/18
02:59:05

Лаборатория математических методов и моделей в биоинформатике
Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича
Российской академии наук

« back

Поиск высококонсервативных элементов (ВКЭ) в наборе геномов

Комплекс параллельных программ iHCE реализует метод, описанный нами в [1]. Он предназначен для поиска ВКЭ в наборе относительно хорошо собранных полных геномов. Программы прошли предварительную проверку на ядерных геномах надтипа Alveolata [1], а также митохондриальных геномах инфузорий (тип Ciliophora) [2] и однодольных растений. Комплекс включает в себя следующие программы для суперкомпьютера с MPI:

  • Программа PairHits находит все пары приближённо совпадающих слов-кандидатов в двух последовательностях из разных геномов и тем самым формирует рёбра исходного графа. Это первый этап метода, изложенного в [1].
  • Программа BldGraph осуществляет уплотнение исходного графа, преобразуя его в начальный многодольный граф (доля соответствует геному). Это второй этап метода, изложенного в [1].
  • Программа FinDense преобразует начальный граф в финальный и определяет в последнем m-плотные подграфы (кластеры), состоящие из вершин (слов), которые принадлежат не менее чем m долям и соединены рёбрами с наибольшим суммарным весом. Это третий этап метода, изложенного в [1].

Эти программы предполагают обработку больших данных и рассчитаны исключительно на 64-битные процессоры и операционные системы. Разные этапы алгоритма требуют различной вычислительной мощности и масштабируются с разной эффективностью, поэтому комплекс реализован в виде нескольких отдельных программ. Для уменьшения объёмов файлов и ускорения работы программы используют специфические форматы входных и промежуточных данных с минимумом контроля. Формирование и интерпретация файлов в правильном формате -- обязанность пользователя. Например, пользователь может создать собственную базу данных, где хранятся исходные данные в любом доступном или желаемом формате, и самостоятельно реализовать приложения или скрипты для формирования и чтения файлов в требуемом формате. Мы действовали таким способом, но не будем детально обсуждать этот вопрос.

Все программы написаны на С++ и имеют интерфейс командной строки, позволяющий задавать наиболее важные параметры. Значения параметров, указанные в командной строке, имеют наивысший приоритет. Полный набор настраиваемых параметров задаётся в файле конфигурации, который обязателен и используется всеми тремя программами; значения из этого файла применяются, если они не были изменены в командной строке запуска. Если значение не указано ни в командной строке, ни в файле конфигурации, то используется зафиксированное в программе значение по умолчанию (что предусмотрено не для всех параметров). Образцы файла конфигурации есть в примерах для загрузки ниже. Краткая справка по командной строке выдаётся при запуске программы с параметром -? или --help.

Исполняемые модули для Windows 64 бит (варианты с MPI и без) и исходные коды для Linux можно загрузить по ссылкам ниже. Исходный код совместим с любой реализацией стандарта MPI версий 1.2 и выше. Он предоставляется бесплатно на условиях лицензии GNU General Public License (GPL) версии 3.GNU GPL V3
Исполняемые модули для Windows 64 bit предполагают наличие в системе установленной среды MPICH2 v.1.4.1p1 64 bit (последняя выпущенная версия для Windows), полный комплект которой можно загрузить из архива разработчика, а только установочный файл - по ссылке ниже.
Альтернативный вариант, для которого подготовлены свои варианты исполняемых модулей, требует установки Microsoft MPI v.7.1 64 bit; свободно распространяемый установочный файл также можно загрузить по ссылке ниже.

Файлы для загрузки

  Вариант без MPI Вариант для MPICH2 1.4.1p1 Вариант для Microsoft MPI 7.1
Исполняемый модуль PairHits для Windows 64-bit pairhits64nompi-1.12.zip pairhits64-1.12.zip pairhits64ms-1.12.zip
Исполняемый модуль BldGraph для Windows 64-bit bldgraph64nompi-2.16.zip bldgraph64-2.16.zip bldgraph64ms-2.16.zip
Исполняемый модуль FinDense для Windows 64-bit findense64nompi-1.6.zip findense64-1.6.zip findense64ms-1.6.zip
Контрольный пример для Windows ihce-wintest-4.34.zip
Установочный файл MPICH2 1.4.1p1 для Windows 64-bit mpich2-1.4.1p1-win-x86-64.msi
Установочный файл Microsoft MPI 7.1 для Windows 64-bit MSMpiSetup.exe
Исходные коды iHCE v.4.34 и контрольный пример для Linux - GNU GPL V3 ihce-src-4.34.tgz

Литература

[1] L.I. Rubanov, A.V. Seliverstov, O.A. Zverkov and V.A. Lyubetsky. Method for identification of highly conserved elements and evolutionary analysis of superphylum Alveolata. (2016) BMC Bioinformatics 17:385. Open Access

[2] Применение нашего метода поиска ВКЭ для исследования эволюции хромосомной структуры митохондриального генома простейших типа Ciliophora.

« back